vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Categories:

Девять стилей обучения по системе Колба (KLSI 4.0)

Из книги "Век живи — век учись" (авторы Кей Петерсон и Дэвид Колб)
СИСТЕМА СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ КОЛБА

Система стилей обучения Колба (KLSI 4.0[18]) насчитывает девять подходов. Версия 4.0 — последний из шести вариантов, разработанных Дэвидом Колбом в качестве инструмента для самооценки и обоснования теории эмпирического обучения. За последние 40 лет эта система пережила немало доработок, теперь она стала основой модели девяти стилей обучения, представленной на рис. 3.1. Более подробно о ней, а также о том, как получить онлайн-оценку, можете прочесть в приложении А. Советую также выполнить тест, представленный в табл. 3.1, чтобы определить собственный основной стиль.





Рис. 3.1. Девять стилей обучения



Источник: адаптация на основе работы Дэвида А. Колба (PhD) и Элис Колб (PhD), The Kolb Learning Style Inventory 4.0, Experience Based Learning Systems, Inc., 2016


Таблица 3.1. Определение собственного стиля обучения





9stili_obuch.jpg


Продолжение таблицы 3.1







У большинства формируется предпочтение в отношении какого-то одного стиля обучения, и еще несколько используются в качестве запасных вариантов. Многие стараются также избегать некоторых из них.

В ходе теста вы оцените, какие из предложенных стилей кажутся особенно соответствующими вам (9 или < 9), а также какие подходят в меньшей степени (1 или >1).

Прочтите полное описание каждого из девяти стилей обучения и постарайтесь определить, что из них предпочитаете, какие используете в качестве запасных и чего стараетесь избегать. Реализуя цикл познания, мы склонны начинать с любимого и наиболее комфортного стиля и при серьезном стрессе применять именно его. Более подробную информацию о возможностях каждого стиля вы найдете в приложении Б.

ДЕВЯТЬ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ КОЛБА (KLSI 4.0)

Чувствующий стиль. Применяя его, основное внимание мы уделяем переживанию опыта в пределах цикла познания, стараясь сохранять баланс между Действующим и Рефлексирующим подходами; меньше всего внимания уделяется Размышляющему. Сильная сторона тех, кто выбирает этот стиль, — способность переживать каждый новый опыт, одинаково комфортно чувствуя себя и когда требуются действия, и когда важна рефлексия. Эти люди любят и умеют строить и сохранять отношения.

Те, кто предпочитает Чувствующий стиль обучения, способны к эмпатии и глубоким прозрениям, с теплотой относятся к людям, умеют вовлечь во взаимоотношения. Им несложно выражать эмоции, они умеют жить здесь и сейчас, использовать все пять органов чувств и доверять интуиции. Те, кто злоупотребляет этим стилем, не приемлют понятия «объективный», чересчур эмоциональны, все чаще ограничиваются общением с ближайшими друзьями и не прислушиваются к мнению и критике широкого круга людей.

Воображающий стиль. Любители этого стиля тщательно обдумывают полученный опыт и рассматривают самые разнообразные варианты решения, чтобы найти наиболее адекватный. Они получают информацию посредством Чувствующего подхода и анализируют ее с помощью Рефлексирующего; меньше всего внимания уделяют Решающему. Как правило, такие люди предпочитают наблюдать, а не действовать, ищут новизны, разнообразия, рассматривают возможности во всей совокупности. Им нравятся ситуации, в которых требуется сформулировать множество самых разнообразных идей и мнений, скажем, мозговой штурм. Приверженцы Воображающего стиля не любят окончательных выводов, а потому спокойно мирятся с неопределенностью и незавершенными делами или решениями — ведь это оставляет возможность продолжить поиск оптимального варианта. Они обладают фантазией, широкими культурными интересами, любят собирать информацию, чутко реагируют на чувства.

Те, кто предпочитает Воображающий стиль, как правило, умеют заботиться о других, проявлять доверие и сочувствие, наделены творческими способностями. Им нравится быть в центре внимания и работать в команде. Эти люди умеют вовлекать всех в деятельность и менять обстоятельства так, чтобы потребности каждого участника были максимально удовлетворены. Те, кто злоупотребляет Воображающим подходом, не любят слово «выбирать», могут производить впечатление нерешительных и неразборчивых, часто не понимают практической ценности в достижении поставленной цели.

Рефлексирующий стиль. Люди, предпочитающие этот подход, получают информацию с помощью либо Чувствующего, либо Размышляющего методов, а затем переходят к рефлексии. Они не решаются действовать, если полностью не уверены в успехе. Те, кто выбирает Рефлексирующий способ, с головой погружаются в чувства и концепции; им одинаково комфортно анализировать и опыт (чувства), и размышления (концепции). Они обдумывают и рассматривают информацию со всех возможных точек зрения, неторопливо слушают и наблюдают, рассматривают разные позиции и подходы. В обучении сочетают умение вырабатывать творческие решения с их логической оценкой. В результате у них формируется разностороннее и основанное на интуиции понимание ситуации. Сторонники Рефлексирующего стиля любят разбираться, почему обстоятельства складываются так или иначе, но не меньше им нравится и выяснять, что всем управляет. Они спокойны, терпеливы, позволяют другим играть центральную роль. Человек, злоупотребляющий этим стилем, не любит слова срочно, упускает возможности, так как слишком упорно пытается сделать все идеально, а также иногда не решается высказаться.

Анализирующий стиль. Те, кто предпочитает этот подход к познанию, организуют и структурируют массив информации в некую осмысленную систему. В ходе обучения преимущественно сочетают Размышляющий и Анализирующий методы и лишь минимум внимания уделяют Чувствующему. Эти люди тщательно исследуют детали и все планируют, чтобы избежать ошибок. Как правило, им важно, чтобы теория была логичной и стройной, при этом практическая ценность часто отходит на второй план.

Люди, выбирающие Анализирующий стиль, методичны, точны, контролируют себя и ситуацию, их деятельность четко организована. Они меньше внимания уделяют чувствам и действиям, поэтому нередко работают в одиночку. Эти люди не спешат принимать решения, им нужно все обдумать. Те, кто злоупотребляет Анализирующим стилем, избегают ситуаций с импровизацией, часто используют микроменеджмент, «за деревьями не видят леса».

Размышляющий стиль. Люди, предпочитающие его, превыше всего ценят логику и абстрактные рассуждения. Они сочетают Рефлексирующий и Действующий подходы, избегая Чувствующего. Это настоящие мыслители, способные развить концепцию или идею, а потом на основе дедукции протестировать ее разумность и практическую ценность в реальных условиях. Они способны использовать и рефлексию, и абстрактное мышление, и активные действия. Такие люди комфортнее всего чувствуют себя, работая с моделями, которые можно применять к разным ситуациям.

Любители Размышляющего стиля эффективно оценивают преимущества и издержки, связанные с каждым из альтернативных решений, рассматривают варианты развития ситуации, находят слабые стороны и неувязки в предложениях других. Они практически не уделяют внимания чувствам, но ценят логику и бесстрастность. С такими некомфортно сотрудничать; они с удовольствием работают без помощников. Часто настроены скептически, довольно прямолинейны, контролируют себя, дисциплинированны. Те, кто злоупотребляет Размышляющим подходом, больше всего боятся слова «эмоциональный», порой производят впечатление одиночек и в целом избегают эмоциональных проявлений.

Решающий стиль. Любители этого метода выбирают какой-то один способ решения проблемы и стараются добиться результата. В ситуации, когда требуется что-то изучить или понять, они используют преимущественно Размышляющий и Действующий варианты; реже всего — Воображающий. Эти люди справляются с ситуацией и делают выводы, основываясь на логике, а также отдают предпочтение техническим задачам, избегая межличностных и социальных неувязок.

Те, кто предпочитает Решающий стиль, всегда сконцентрированы на задаче, регулярно оценивают результат, эффективны, реалистичны, ответственны, открыты. Осознав необходимость изменений, они способны добиваться невероятных результатов с помощью самосовершенствования. Злоупотребляющие этим стилем ненавидят мозговой штурм, а также неопределенность и отсутствие четкой задачи.

Действующий стиль. Любители этого подхода уверенно принимают решения и ни на миг не теряют из виду цель. Они сочетают Чувствующий и Размышляющий методы; реже всего используют Рефлексирующий. Умеют находить решение, опираясь на технический анализ, одновременно уделяя внимание потребностям и принимая в расчет особенности источников информации. Они одинаково легко действуют и в практической сфере, где важны чувства и действия, и в ситуациях, где требуется думать. Такие люди успешно определяют и интегрируют задачи и приоритеты.

Те, кто предпочитает Действующий стиль, реализуют, внедряют, координируют, движутся к результату. Они руководят командной работой, воодушевляют всех вокруг, высказывают собственное мнение. Никогда не опаздывают, решительны, бесстрашны, ориентированы на результат. Те, кто злоупотребляет этим стилем, очень не любят ждать и готовы рисковать ради успеха, даже если цель выбрана неверно. Они нередко продолжают идти выбранной дорогой, не затрудняясь поиском более оптимального пути.

Инициирующий стиль. Такие люди стремятся скорее довести до конца начатое, а потом ищут новые интересные возможности. Они учатся преимущественно с помощью Действующего и Чувствующего подходов, а анализу уделяют минимум внимания. Им нравится достигать целей и браться за новые. Они склонны хвататься за дело, опираясь на интуицию, а не на логику. Сталкиваясь с проблемами, чаще запрашивают информацию у других, чем проводят собственный анализ.

Выбирающие Инициирующий подход быстро принимают решения, учитывая опыт, связи и влияние. Это открытые, дружелюбные люди, они всегда ведут себя естественно, относительно легко переживают неудачи и снова берутся за дело. Тот, кто слишком часто использует этот стиль, не приемлет понятия принятый порядок вещей и может вести себя импульсивно, давить на других, проявлять нетерпеливость.

Балансирующий стиль. Сторонники этого подхода умудряются удерживаться от крайностей на всех четырех этапах: действия, рефлексия, опыт, размышления — и находят некую золотую середину, благодаря чему видят ситуацию с разных точек зрения и помогают найти общий язык сторонникам самых разных методов. Они часто проявляют творчество; принимать решения многим из них бывает сложно.

Предпочитающие Балансирующий стиль взвешивают «за» и «против» разных подходов к познанию и стараются освоить все. Они изобретательны, легко адаптируются, хорошо понимают происходящее; стремятся ничего не упустить и во всем поучаствовать. В команде такие люди часто приспосабливаются, чтобы привнести недостающий взгляд и совместными усилиями решить проблему. Тот, кто злоупотребляет Балансирующим стилем, с трудом выносит понятие верность принятому решению и может выглядеть хамелеоном, без конца меняющим окраску и не имеющим собственного мнения.

Tags: анализирующий стиль, балансирующий стиль, воображающий стиль, действующий стиль, инициирующий стиль, информационный метаболизм?, обучение, размышляющий стиль, рефлексирующий стиль, решающий стиль, стили обучения, чувствующий стиль
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo shkola30 january 13, 2015 22:51 1
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у vchernik в Обзор планетариев: Онлайн, оффлайн и мобильные планетарии. ( источник) Технологии не стоят на месте — появляются новые проекты, выходят новые версии существующих программ. А с развитием веб-технологий появилось множество онлайн-планетариев и карт…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment