vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Categories:

Педагогическая амнезия. И не только (статус науки)

bulkinap пишет 24 декабря, 11:44 в predu "Педагогическая амнезия. И не только (статус науки)".

I. Обратиться к данной теме меня побудила телепередача, в которой обсуждался вопрос “Существует ли национальная педагогика в России?” («”Что делать?” Педагогика: константы естественного и инновации общественного», ТВ Культура, 5.03.2019). Состав участников обсуждения был чрезвычайно представительным как в научном (четыре доктора и один кандидат наук, высшие научные звания – один чл.-корр. РАН, три академика РАО и один чл.-корр. РАО ), так и административном отношениях – люди с высокими должностями в науке и образовании (Президент РАО, два ректора и один проректор из Москвы и СПб, зав.отделом Института стратегии образования РАО). Квалификация экспертов предполагала серьезный анализ темы и аргументированный научный ответ на поставленный вопрос.

Первые два выступающих сразу же обозначили позиции: существуют “национально-ориентированная педагогика” (А. Запесоцкий) и существуют только “глобальная педагогика” (И. Реморенко).

Позиция первая. “Я думаю, что у нас существуют национально-ориентированные модели педагогики, базирующиеся на давних российских традициях. Но они существуют вопреки общегосударственной концепции реформ образования, которые у нас восторжествовали в начале 90-х”.

Позиция вторая. “Безусловно, у нас существует национальная система образования, но, совершенно точно, я уверен, что у нас не существует и не должна существовать национальная педагогика. Мне представляется, что педагогика, как и математика, физика и другие науки они точно должны быть глобальными. Чем больше на этом мы будем настаивать, тем больше нас будут ожидать успехи”.

В целом, все говорили о “глобальных и национальных сюжетах”, но преобладал всё же национальный мотив – “педагогика как инструмент трансляции национальных ценностей”, у России “должна быть своя собственная яркая концепция педагогики, конкурентно способная”.


II. Выступления всех экспертов были яркими, эмоциональными, логичными, аргументированными. Слушать было интересно. За каждым экспертом стоит большой научный, преподавательский и жизненный опыт, который и был доказательно представлен в их выступлениях. Эксперты пришли к более-менее приемлемому ответу.
В передаче было всё – была педагогическая атмосфера в студии, были педагогические знания и был педагогический опыт. Но не было и не могло быть науки педагогики. И это было наглядно и доказательно продемонстрировано.

Я ожидал подобного. Как я и предвидел, “мозговой штурм” самых-пресамых экспертов не мог быть и реально не был научным. Этот “штурм” в очередной раз продемонстрировал отсутствие на государственном уровне научной педагогики; в очередной раз продемонстрировал, что педагогическое мышление официального уровня страны не базируется на науке. База этого типа мышления – инструкции и установки, разбавленные отрывочными знаниями (“Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь”), догадками, предположениями, гипотезами, что и преподнес один из ученых-экспертов, член-корреспондент РАН, академик РАО, ректор СПБ Гуманитарного института профсоюзов, доктор культурологи А. Запесоцкий: “Я, честно говоря, не верю, что может быть унифицированная педагогическая система, которая одинаково во всех странах работает, Думаю, что китайцы и американцы, по крайней мере, и западноеропейцы, мне не поверят”.


III. Сама тема обсуждения – "Существует ли национальная педагогика в России?" несостоятельна и даже абсурдна с позиций науки, изучающей педагогическую деятельность и ее законы, один из которых (закон культуросообразности) гласит: “Обучай культуросообразно! … в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить” (А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 136, С. 89-90, С.71–72).

Стоило хотя бы одному эксперту что-то почитать о культуросообразности педагогики, он настоял бы на иной формулировке темы обсуждения. В научной педагогике ничего сложного нет – фундаментальные вещи, как известно, просты. Всё они сконцентрированы в двух книгах: в "Руководстве к образованию немецких учителей" (1835) А. Дистервега и в “Дидактических очерках. Теория образования” (1915) П.Ф. Каптерева. В крайнем случае, если времени на чтение не хватает, на что постоянно ссылаются чиновники, можно ограничиться трудом П.Ф. Каптерева.

К сожалению, современная государственная педагогика России по факту является идеологической дисциплиной. Она не может признать наличие педагогических законов и, соответственно, их не исследуют и они не изучаются в педвузах (ни в одном учебнике педагогики нет темы педагогических законов), их не знают и ими не владеют все учителя и преподаватели, начиная с выпускников педвузов и вплоть, как мы увидели, до самых высокопоставленных мужей.


IV. Всё же был и позитивный факт в обсуждении – термин “глобальная педагогика”. Появилось новое, адекватное определение, точнее и обширнее “универсального” и “всеобъемлющего”. Глобальная педагогика действительно глобальна по всем параметрам: возрасту – она ровесница Homo sapiens sapiens; постоянству – она сопровождает человека от рождения до смерти; распространенности – она среда обитания человека, человечества и всех социумов; всеядности – на нее “работают” все общественные науки и часть естественных.
Глобальная педагогика глобальна своим комплексом наук и технологий по обучению, воспитанию, образованию, формированию, подготовке человека и коррекции его поведения, изучению истории педагогической мысли и систем образования, их анализу и сравнению. Простое перечисление наук (общая педагогика, возрастная педагогика, семейная педагогика, педагогика школы, коррекционная педагогика и т.д., и т.п.) свидетельствует, что их количество практически неограниченно. И непрерывно увеличивается.

На этом остановлюсь, поскольку эта тема – предмет обсуждения следующей статьи.

Метки: Булкин, образование, педагогика, школа
Tags: Россия, автор - bulkinap, воспитание, критика, культуросообразность, образование, педагогика, школа
Subscribe

promo shkola30 january 13, 2015 22:51 1
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у vchernik в Обзор планетариев: Онлайн, оффлайн и мобильные планетарии. ( источник) Технологии не стоят на месте — появляются новые проекты, выходят новые версии существующих программ. А с развитием веб-технологий появилось множество онлайн-планетариев и карт…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment