vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Category:

Оказывается, сенсорные системы ребенка обучают и корректируют друг друга безо всяких правильных слов

Отрывок из статьи Лёхи Андреева Принцип молотка. КАК НАС ДУРЯТ «ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ»: ПАМЯТИ МАРВИНА МИНСКИ


Многие считают, что «показывать пальцем» неприлично; они умудряются внушить это суеверие даже маленьким детям. А родителям в некоторых современных пособиях даже советуют отворачиваться от ребенка, когда он на что-нибудь показывает, — и требовать, чтобы он словами называл свои цели. Якобы от такого обращения у детей быстрее развивается речь и интеллект вообще.

Называть словами? Это самое важное в развитии? Лично я вижу здесь именно ту книжно-компьютерную модель интеллекта, которая заразила нашу культуру в прошлом веке. Просто психологи опять стащили объедки со стола инженеров. Точно так же вслед за появлением компьютеров они придумали «нейролингвистическое программирование». Само название прямо говорит, где украли ложечки.

Только к началу XXI века до них наконец дошла идея другой, сенсорно-сетевой, модели интеллекта. В психологических журналах появились публикации под лозунгом Grounded Cognition, буквально — «заземленный», «базовый» интеллект. В этой модели основой когнитивных процессов считаются не абстрактные символьные вычисления, а мультимодальная симуляция, то есть воспроизведение и моделирование визуальных, моторных и других сенсорных «впечатлений», полученных в непосредственном взаимодействии с окружающим миром.

Дошло даже до исследований, которые доказывают, что «множество дополняющих друг друга органов чувств ребенка позволяют ему обучаться самостоятельно — без конкретной задачи и без учителя — просто взаимодействуя с внешним миром». Какой удар по всей нашей церковно-приходской системе образования! Оказывается, сенсорные системы ребенка — зрительная, слуховая, моторная, осязательная, обонятельная, вестибулярная и так далее — обучают и корректируют друг друга безо всяких правильных слов. И именно такой параллелизм позволяет им реагировать гораздо «умнее», чем абстрактные правила.
Забавно, что процитированная выше работа опубликована в 2005 году в журнале Artificial Life, и ее главная идея — вот чему разработчики искусственного интеллекта могут научиться у младенцев. Я бы добавил, что подобным вещам стоит в первую очередь учить родителей тех самых младенцев. По себе знаю, как трудно приглушить в себе стереотипы книжно-компьютерной модели обучения, чтобы лучше увидеть чувственно-сетевую.

Зачем маленькие дети столько раз повторяют одинаковые движения и странные жесты? Зачем они качаются или кружатся на месте? Почему норовят перевернуть все предметы вверх ногами и погрызть? Для чего, начав ползать по дому, они так упорно простукивают шкафы и стены? Почему первые слова появляются у них одновременно с умением ходить — и почему вы сами лучше соображаете при ходьбе?

Все становится гораздо понятнее, если выкинуть молоток Тьюринга из головы. Вообще-то мы догадывались об этом еще в детстве, когда читали, как Буратино продал азбуку и пошел изучать мир на чистом практическом опыте. Но нам же нужна еще сотня крутых перцев вроде Марвина Мински, чтобы эта методика не казалась сказочной.
Tags: ВТВ, автор - Андреев-Шелли, дети, обучение, раннее развитие, сенсорные системы
Subscribe

promo shkola30 january 13, 2015 22:51 1
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у vchernik в Обзор планетариев: Онлайн, оффлайн и мобильные планетарии. ( источник) Технологии не стоят на месте — появляются новые проекты, выходят новые версии существующих программ. А с развитием веб-технологий появилось множество онлайн-планетариев и карт…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments