vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Categories:

Педагогические законы Дистервега и реальность бытия

Оригинал взят у bulkinap в Педагогические законы и реальность бытия

Проведите следующий эксперимент – спросите любого выпускника педвуза (шире – любого педагога) – какие законы физики, химии и педагогики он знает и может назвать? Ответы по физике и химии будут даны и будут основываться на припоминании школьных знаний, по последнему же пункту – ответа заведомо не будет.

Педагогическая наука структурируется тремя принципами – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Они теоретически оформляют три закона педагогической деятельности, в ходе которой ребенок из человека потенциального превращается в человека реального, формируется как личность, наследует накопленный социумом и старшими поколениями культурный опыт, подготавливается к выполнению социальных деятельностей и необходимого набора социальных ролей.

Педагогические законы/принципы известны в педагогике с 1835 г., с работы А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»:

«Обучай природосообразно! Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения»;

«Обучай культуросообразно! … в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить»;

«Собственно человеческое в человеке – это его самодеятельность… образование совершается путем самодеятельности и имеет своей целью самодеятельность» (А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 136, С. 89-90, С.71–72).

Педагогические законы в отечественной науке активно использовал и разрабатывал П.Ф. Каптерев. В современной учебной и научной литературе педагогические законы, открытые Дистервегом, просто-напросто отсутствуют. Принципы же природосообразности и культуросообразности включаются в наборы всевозможных «исходных положений» (типа «система принципов дидактики», «система принципов педагогического процесса», «система принципов воспитания»), общим количеством до полутора десятков единиц.

Три закона педагогической деятельности универсальны и действуют так же неотвратимо, как и фундаментальные законы природы. С тем, однако, отличием, что, относясь к сферам человека и социума, последствия их соблюдения или неисполнения проявляются не в одночасье, а отложены во времени – «Кто управляет детьми, тот управляет будущим».

Классические образцы представила Древняя Греция. Негативный – милитаристская Спарта, уложившая свою педагогическую деятельность в прокрустово ложе одной грани культуросообразной цели (военная подготовка). И позитивный – афинская школа с ее гармоничным и всесторонним развитием ученика, породившая, в конечном счете, европейскую цивилизацию.

Действие педагогических законов неотвратимо. Нарушения наказуемы. Как говорят юристы, незнание законов не освобождает от ответственности (Спиноза выражался жестче: «Невежество не есть аргумент»). Посмотрим пример краха благих намерений из-за использования пагубных средств – речь идет о Яснополянской школе свободного воспитания.

«Теория свободного воспитания» Ж. Ж. Руссо (роман "Эмиль, или О воспитании", 1762), базируется на интеллектуальной недооценке и пренебрежении культурой (законом культуросообразности) в угоду индивидуального развития (закон самодеятельности), освобожденного от оков культурных ценностей и социальных норм (в данном случае – дисциплины). По лекалам этой теории Л.Н. Толстой организовал в своём имении школу для крестьянских детей из окрестных деревень.

Обучение в школе строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребёнка, учёта его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики, с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и сельско-хозяйственным трудом, проводились экскурсии.
Особо Л.Н. Толстой подчеркивал самодеятельность учеников, выступая против всякой регламентации и дисциплины в школе (как форм насилия и принуждения). Всё в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, где хотели, столько времени, сколько хотели. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс.

Закрытие Яснополянской школы было предопределено, поскольку при отсутствии культуры поведения, в условиях выбора между удовольствием и обязанностью ребенок предпочтёт веселое купание в речке скучным школьным занятиям (в аналогичной ситуации Буратино выбрал не школу, а поход в театр Карабаса-Барабаса).

Школа просуществовала с 1859 г. по 1862 г. Позже сам Л.Н. Толстой в «Исповеди» признавался, что в результате «моей деятельности в школах» «я заболел более духовно, чем физически, бросил всё и поехал в степь к Башкирам – дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью» (Цит. по: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995. – С. 60-61).
Tags: Дистервег, автор - bulkinap, педагогика, педагогические законы
Subscribe

promo shkola30 january 13, 2015 22:51 1
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у vchernik в Обзор планетариев: Онлайн, оффлайн и мобильные планетарии. ( источник) Технологии не стоят на месте — появляются новые проекты, выходят новые версии существующих программ. А с развитием веб-технологий появилось множество онлайн-планетариев и карт…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments