vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Categories:

опера детям


Оригинал взят у panoramov в опера детям

  1. "Снегурочка", Римский-Корсаков

  2. "Мадам Баттерфляй", Пуччини

  3. "Кармен", Бизе

  4. "Князь Игорь", Бородин

  5. "Золото Рейна", Вагнер

  6. "Аида", Верди

  7. "Иоланта", Чайковский

  8. "Волшебная флейта", Моцарт

  9. "Севильский цирюльник", Россини

  10. "Сказки Гофмана", Оффенбах

Десятка самых-самых опер для детей среднего школьного возраста и всех, кто влюблён в музыку и театр. Объём книги (96 страниц) ограничивает список, но отобраны оперы тщательно и продуманно. Узнал о списке из поста lapadom от 4 июня: в нём с фотографиями и видео представлена книга "Опера. Маленькая музыкальная энциклопедия".
Какие сюжеты в списке? Две сказки, №1 и №10; две легенды, №4 и №5; две истории-фэнтези, №7 и №8; две экзотические - по месту действия - оперы, №2 и №6; (№6 ещё и героический эпос — если хотите, поставим в один ряд с №4). Остались комедия от Россини и гимн красоте ("Кармен"). Строго говоря, №10 не сказка, а фантасмагория о сказочнике и его друзьях; но всё равно сказка присутствует в сюжете. Дети любят сказки, легенды, эпосы. Смех и красота — тоже хорошие друзья ребёнка. По крайней мере, они лучше, чем злоба и коварство. Вот вырастут, там научатся у взрослых чему надо и не надо. А пока пусть опера учит правильным понятиям, пусть и идеализированным. Можно, конечно, по-другому классифицировать список: отнести к фэнтези, например, музыкальную драму Вагнера. Но это не столь важно.

Теперь о национальных школах. Представлена итальянская (родоначальники оперы), русская (книга же на русском языке), австрийско-немецкая, французская (если бы книга издавалась в Чехии, например, то в неё включили бы Дворжака, думаю). Перед нами ведущие школы "золотого периода" оперы. Временнóй период — 100 лет с хвостиком: самая старая опера из списка появилась в конце XVIII века, самая молодая — в начале XX. Более современных опер в списке нет. Тем не менее, все эти шедевры не сходят со сцен главных театров мира. Классика. Как вино, она становится лишь лучше со временем. Проверено выдержкой. Правда, сравнение с вином не к месту в рассуждениях о музыке для детей.

О композиторах. Не включить в список Чайковского было нельзя, он так много сделал для развития оперы. Музыка "Щелкунчика" и "Спящей красавицы" приятна детям, сюжеты сказочные, но это балеты! А оперы? Нельзя же рекомендовать "Пиковую даму" с её игорным азартом (попробуйте потом оторвать ребёнка от какой-нибудь компьютерной игры). Ладно, в "Иоланте" чудесное спасение, всё хорошо кончается, никто не погибает. И в "Золоте Рейна" Вагнера нет убийств — в отличие от других опер "Кольца Нибелунга". Вагнера тоже нельзя было пропустить, не заметить его роль лидера немецкой оперы, его соревнование с итальянской школой и, в первую очередь, с Верди. "Аида" Верди — трагедия, но героика оправдывает выбор именно этой оперы этого композитора (послушайте с ребёнком "Триумфальный марш" перед походом в театр). То есть, три оперы (№№ 5, 6, 7) были включены в список, считаю, во многом благодаря имени автора.

Наоборот, некоторые композиторы, на мой взгляд, попали в список благодаря сюжету. "Сказки Гофмана" и "Снегурочку", наверное, выбрали из-за кукол (Снегурочка ведь тоже кукла, только из снега). "Мадам Баттерфляй" включили в список, думаю, из-за ребёнка в этой опере; он хоть и не поёт, но тоже действующее лицо. Тем более, что иногда ребёнок на сцене не ненастоящий, а кукольный (как в недавней постановке Met'a). "Князь Игорь" добавлен как героический эпос; в "Аиде" египетские герои, в опере Бородина русские. То есть, опера ещё и воспитывает патриотизм. Отмечу попутно представительность избранных русских композиторов: юрист, морской офицер, учёный-химик отражает широкое поле деятельности. Хотя, эти рассуждения уже выходят за рамки театра.

"Флейта" Моцарта, как мне представляется, вошла в список как из-за сюжета, так и из-за имени композитора. Во-первых, дети любят свистульку Папагено. Во-вторых, Моцарт гений; причём, с детства (хороший стимул ребёнку заниматься музыкой). Опера самая старая из десятки, единственная из XVIII века. Она как точка отсчёта в этом списке. Но если бы я составлял список для взрослых, я бы тоже включил "Флейту". Эта опера выделяется уникальной арией Царицы Ночи, а также множеством символов, вплетённых в сюжет. Некоторые критики идут дальше и ищут во "Флейте" тайные зашифрованные знаки. Дети видят свой слой, взрослые свой.

Остались оперы Россини и Бизе, к ним вернусь в конце. А сейчас о языке. Сегодня оперы поют на языке оригинала.

В списке три произведения на русском и три на итальянском, по две на французском и немецком. Сбалансированный выбор. Кстати, перед посещением оперы на иностранном языке стоит предупредить об этом ребёнка. Субтитры помогут, но не всякий ребёнок успеет быстро прочесть мелькающие строчки, да ещё и не потеряв из виду действие на сцене. Вот вам ещё один довод за прочтение либретто или пересказ сюжета заранее. Домашняя работа. Кроме того, ведь практически невозможно разобрать слова арий, особенно в исполнении сопрано. Таковы особенности оперного пения, от одной гласной голос тянется к другой. Поэтому посмотреть слова, если интересно о чём поют, тоже нужно заранее. То есть, даже если ребёнок уже в совершенстве владеет языком, подготовиться полезно. Да и взрослому тоже. Пусть вы и слушаете эту оперу в десятый раз.

После оперы, особенно если домашняя работа не была проделана, придётся отвечать на вопросы ребёнка, он будет допытываться — так что же произошло на сцене? Хотя, скорее всего, просто сам залезет в интернет и посмотрит. Но если спросит, то не упустите возможности пообщаться. Поделитесь радостью от ярких моментов на сцене, сопереживание замечательно сближает. Тем более, что пока идёт опера в зале разговаривать нельзя (разве только во время аплодисментов перекинуться словом). О телефонах и других гаджетах, шуршании фольгой и т.п. стоит также напомнить, но пусть ребёнок не воспринимает это как ограничение свободы. Получается, посещение оперы ещё и тренирует выдержку. Кстати, не надо и опаздывать. Расскажите о трёх звонках. Лучше всего вообще приехать заранее с большим запасом. В театрах есть, что посмотреть. Прогуляться по холлам, лестницам, зайти в музей театра (если он есть в здании), послушать как настраивается оркестр.

И, наконец, о музыке 10 отобранных произведений (хотя это самое важное). По-моему, очень удачно представлен весь спектр развития оперы. Например, итальянцы (для меня, по крайней мере) выражаются последовательностью: Россини - Доницетти - Беллини - Верди - Леонкавалло - Пуччини. Вот и авторы книги сделали отбор: из начала ряда, из середины (вершину) и из конца, с чем я полностью согласен. В целом, от простой гармонии Моцарта до лейтмотивов Вагнера, от бельканто до хоров Бородина и Римского-Корсакова. Надо отметить, что ведь главное в опере — это пение. Арии, дуэты, хоры. А всё вокруг - оркестр, декорации, сюжет - грубо говоря, лишь для усиления воздействия пения на слушателя. Поэтому оперу слушают, а не смотрят. "Были в театре, слушали оперу".

Итак, пение это самое главное в опере. Но и оркестр очень важен. Певец смотрит на дирижёра, дирижёр смотрит на певца. Именно подстраивание дирижёром живого звучания оркестра под солистов на сцене даёт волшебство оперного представления. Голос как ещё один инструмент. Иногда оркестр в опере играет без участия певцов, так в начале оперы часто идёт увертюра, а в некоторых операх есть инструментальные фрагменты. Думаю, оперу Россини выбрали из-за музыки, прежде всего из-за увертюры. Она имеет свою историю, часто исполняется отдельно, музыка увертюры лёгкая и живая, почти моцартовская. Что неудивительно, поскольку Россини "перенял эстафету" от Моцарта: он написал продолжение (точнее, предысторию) того же персонажа, Фигаро. А сюжет оперы вряд ли интересен детям (ловкий малый помогает графу жениться). Некоторые арии комедии тоже замечательны, например, ария Дона Базилио (этот пройдоха восхваляет клевету). Комично.

Остался Бизе. Как предупреждает печать в конце книги: 99,5% опер содержат страстную любовь и трагическую смерть. В опере "Кармен" есть и то, и другое. Казалось бы, совсем недетская опера. Однако, спасает музыка (и, возможно, детский хор в последнем акте); прекрасные мелодии идут одна за другой. Арии из "Кармен" у всех на слуху. Да, оперы сегодня ставят на языке оригинала. Но слова арий из "Кармен" переведены на русский; их часто передают по радио: "Тореадор, смелее в бой!", "У любви как у пташки крылья" и другие. Яркое жизнерадостное представление на сцене. Да, смерть в конце оперы, но это трагедия в форме оперы комик (Opéra-comique). Французский взгляд на жизнь и смерть.

В общем, список получился что надо. Под катом ссылки и список для взрослых.

[ссылки]

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ссылки (не претендуя на полноту охвата):

- в тексте поста три ссылки что почитать
- ниже ссылки что послушать

Кому интересно, у меня в профиле оглавление ссылок, на итальянскую и французскую оперу в том числе. О музыке из "Князя Игоря" был старый пост и арию из "Иоланты" недавно вспоминал, а вот обобщить русскую оперу никак не соберусь. То же самое о немецкой опере, хотя арии из Моцарта и кое-что из Вагнера (раз, два) уже было.

Попробовал составить список опер для взрослых, максимально приближенный к детскому выше. Причём, два дополнительных условия: (1) оперы из детского списка нельзя включать (будем считать, что взрослые прослушали сначала все оперы из списка для детей) и (2) уравняем все национальные школы; включим по два композитора. Все соображения о лидерах национальных школ остаются в силе.


  1. "Дон Жуан", Моцарт

  2. "Евгений Онегин", Чайковский

  3. "Тристан и Изольда", Вагнер

  4. "Трубадур", Верди

  5. "Садко", Римский-Корсаков

  6. "Тоска", Пуччини

  7. "Искатели жемчуга", Бизе

  8. "Фауст", Гуно (вместо Оффенбаха)


Вообще-то, конечно, интереснее было бы составить список опер по любимым ариям. Но это как-нибудь в другой раз.




[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:

субъект "умный" очень легко поддаётся "магии толпы"
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
"Точка G" мировой экономики
Шифрование в условиях древности
Tags: Раздел - родителям, Раздел - школярам, музыка, опера
Subscribe

promo shkola30 january 13, 2015 22:51 1
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у vchernik в Обзор планетариев: Онлайн, оффлайн и мобильные планетарии. ( источник) Технологии не стоят на месте — появляются новые проекты, выходят новые версии существующих программ. А с развитием веб-технологий появилось множество онлайн-планетариев и карт…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments