vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Базовые понятия педагогики. Социализация и педагогическая деятельность

Оригинал взят у bulkinap в Социализация и педагогическая деятельность

Статус родоначального, системообразующего понятия педагогики закреплен за понятием «педагогическая деятельность». Оно лежит в основании всей системы базовых понятий. Будучи родовым относительно понятий «воспитание», «образование», «подготовка», оно само является видовым по отношению к понятию «социализация».

Понять суть «педагогической деятельности» можно только в рамках родового понятия – «социализации», примененного американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в книге «Теория социализации» (1887) в значении, близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни». В нашу педагогику термин и понятие «социализация» пришли столетием позднее и достаточно быстро заняли достойное место.

Особенно отрадно, что отечественные ученые разработали педагогические проблемы социализации в виде теории – социальной педагогики. Основным трудом, его я бы назвал – лучшим, выступает работа А.В Мудрика («Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов»), выпущенная уже 8-м изданием (М.: «Академия», 2013). Тексты пособия написаны ясным и лаконичным языком, логичны, аргументированы и т.д.; в преподавательской среде практически не имеют конкурентов по изложению вопросов социализации. Не случайно, что практически все авторы учебников по педагогике заимствуют его тексты, зачастую забывая закавычивать цитаты и делать отсылки к источнику.

Сегодня, благодаря А.В. Мудрику, мы имеем классическое определение социализации: «Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей его средой и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни общества, так и в относительно направляемом государством процессе влияния на те или иные категории людей, а также в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания» (Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 5).

Здесь содержится все необходимое как для уяснения сути социализации (и педагогической деятельности) и его значения в жизни человека, так и для определения роли и места понятия «социализации» для педагогики, его ведущей, доминирующей позиции по отношению к понятию «педагогическая деятельность»:

  • – первое, социализация есть процесс, в ходе которого человек формируется, становится существом общественным и постоянно развивается. Процесс социализации человека непрерывен и заканчивается только с его смертью;

  • – второе, результат социализации – общественная сущность человека, человеческое в человеке, человек как единство биологического и социального, как существо разумное, Homo sapiens;

  • – третье, социализация осуществляется только в обществе, под влиянием и воздействием среды и направлена на формирование такого человека, который нужен именно этому обществу или который, по крайней мере, безопасен для социума;

  • – четвертое, содержание социализации конкретно-исторично, оно не дано раз и навсегда и определяется культурными ценностями и социальными нормами;

  • – пятое, социализация имеет два вектора – внешний, направленный на адаптацию человека к среде (культурным ценностям и социальным нормам) и внутренний, направленный на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет;

  • – шестое, социализация имеет двойной характер – стихийный и управляемый.


Вот этот последний, шестой пункт, выводит нас на педагогическую деятельность (т.е. всё, что сказано о социализации, полностью относится и к педагогической деятельности, но с поправкой на цель, целеполагание, управление: педагогическая деятельность есть управляемая часть социализации) и фиксирует родо-видовое отношение «социализации» и «педагогической деятельности».

Другими словами, когда ребенка/подростка/взрослого формирует среда (друзья, подворотня, улица, сама жизнь) – мы говорим о его социализации (стихийная социализация); когда же старшие (родители, школа, начальники, государство, общество) ставят задачи выработать у подопечного определенные черты характера, развить способности, интеллект и прочее, мы говорим о педагогической деятельности (управляемая социализация).

Далее, рассмотрим в контексте определения социализации по Мудрику учение Л.С. Выготского о двух зонах развития. Зона актуального развития ребенка представляет не что иное, как стихийную часть его социализации, в зоне же ближайшего развития появляется цель и сознательность, управляемость и посредник (родитель, взрослый, педагог) и это уже – управляемая часть социализации, то есть целенаправленная деятельность – педагогическая деятельность.

Понятия «социализация» и «педагогическая деятельность» для педагогики достаточно молоды. В силу этого, наука была вынуждена выстраивать свой терминологический аппарат на базе имеющегося понятия – «воспитание». В «Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»» (1868) К.Д. Ушинский говорит о двух видах воспитания – «преднамеренном» (т.е. о педагогической деятельности) и «непреднамеренном» (т.е. о социализации): «Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, мы тем не менее ясно сознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить. Кроме того, мы ясно сознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставники ex officio, – вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими, воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий» (К.Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 355–356).

Итак, содержание исследуемых понятий идентично. Соотношение понятий – родо-видовое, общее и особенное, целое и его часть. Различия в осуществлении – стихийный процесс социализации и управляемая деятельность. Именно этим, целеполаганием, задается исходное, системообразующее значение «педагогической деятельности». Другие базовые понятия («воспитание», «образование», «подготовка») вступают как части единого целого – педагогической деятельности.
Tags: автор - bulkinap, базовые понятия педагогики, воспитание, педагогика, педагогическая деятельность, социализация, целеполагание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments