vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Методология педагогики самодеятельности

Оригинал взят у bulkinap в Методология педагогики самодеятельности

(Целевая установка – организация процесса саморазвития и самосовершенствования человека.)

Педагогика самодеятельности закономерно венчает всю педагогическую деятельность в силу того, что в ее центре реально стоит человек. Для общей характеристики этой педагогики подходят слова А. Тубельского:
«...Любая демократическая система в первую очередь базируется на абсолютной ценности индивидуальной человеческой жизни, ее личной и юридической суверенности... Основное предназначение человека – максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать «тем, что я есть», т. е. исполнить свое всеобщее и индивидуальное предназначение.
Для этого человеку необходимы такие черты характера, как:
– уверенность в себе, постоянное расширение своих возможностей и отсутствие боязни их реализовывать;
– умение действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни;
– способность к профессиональной мобильности; способность к непрерывному самообразованию;
– умение адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
– умение принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
– умение брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;
– умение быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
– понимание необходимости главенства закона в обществе, а не мнения и амбиций людей, находящихся у власти;
– умение самому следовать и подчиняться законам, установленным демократическим путем.
Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления процесса самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе»
(Лицейское и гимназическое образование, 2007, № 5. – С. 62–63).

Напомню, что в историческом соотношении целей образования наблюдается движение от примата внутренних целей в первобытном обществе, к безраздельному господству внешних (с вкраплением антропоцентристских практик) в традиционном обществе, затем в индустриальном обществе Нового времени происходит ограничение сферы внешних целей, а во второй половине XVIII в. начинается переориентация образования на внутренние цели. Процесс нарастает, и с педагогики Ж.-Ж. Руссо Европа вступает в 150-летний период осевого времени в образовании (см. мою статью от 9 сентября 2016 г. «Осевое время» в образовании в моем блоге bulkinap «Живая педагогика»). И, наконец, со второй половины ХХ в. развитие стран постиндустриального (информационного) общества фактически обеспечивается доминированием ценностей человека в общественной жизни. Соответственно, внутренние, антропологические цели заняли центральное место в их образовательных системах.

Можно констатировать, что сегодня сложился новый тип педагогической деятельности – педагогика самодеятельности. К этому типу относятся многочисленные современные учения европейской педагогики – вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори, гуманистическая педагогика, педагогики инструментализма, экзистенциализм, педагогическая антропология и др.

В качестве примера такой педагогики на государственном уровне сошлюсь на систему образования Финляндии, в которой с 2016-2017 учебного года начала работать новая школьная программа. Согласно ей, финны хотят вырастить людей, «которые умеют думать, принимать участие в жизни общества, заботиться о себе и использовать компьютерные технологии при поиске информации, а также анализировать найденную информацию». В новой школьной программе выделено семь главных целей. Задачи таковы: 1. научить детей самостоятельному мышлению и умению учиться; 2. межкультурной коммуникации; 3. заботиться о себе; 4. информационной и медиаграмотности; 5. компьютерным технологиям; 6. навыкам трудовой жизни и предпринимательству; 7. навыкам участия в социальной жизни и общественного влияния. (Независимая газета, 17.08.2016)

В истории отечественной педагогики имеется собственное обозначение для педагогики внутренних целей – «педагогическая антропология». Термин введен К.Д. Ушинским в 1868 г. книгой «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». До 1913 г книга выдержала 13 изданий. В СССР она также неоднократно издавалась. В 90-х годах ХХ в. в РФ в номенклатуре педагогических дисциплин появился новый предмет – педагогическая антропология, введенный в курс обучения ряда высших учебных заведений России (в частности, МГЛУ, МПГУ, УРАО). Соответственно, появлялись учебники и учебные пособия по педагогической антропологии, проводились конференции, печатались статьи и пр. (в 2000-х годах курс «педагогической антропологии» был исключен из учебных дисциплин, хотя в названиях кафедр некоторых вузов он сохранился, например, кафедра «психологии и педагогической антропологии» МГЛУ).

Целевая установка методологии педагогики самодеятельности – организация процесса саморазвития и самосовершенствования человека. Компоненты деятельности: учащийся – носитель самодеятельности в начале и ребенок, реализующий самодеятельность в конце деятельности; мотивы и цели учащегося – внутренние к саморазвитию; учитель – тьютор, наставник, помощник, фасилитатор; ответственность учителя – в пределах поддержки; школа – пространство развития; содержание учения – саморазвитие, самосовершенствование. Ведущий регулятор деятельности – закон самодеятельности.
Tags: Ушинский, автор - bulkinap, закон самодеятельности, история педагогики и образования, методология педагогики, педагогика, педагогика самодеятельности, педагогическая антропология, самодеятельность, самосовершенствование
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments