vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Бейтсон: два фундаментальных типа обучения и 4 уровня обучения

Отрывки об обучении взяты у vchernik в Тренированная реальность
Оригинал взят у ivanov_petrov в Тренированная реальность

1)

При изучении поведения и обучения были открыты уровни абстракции - то, что кажется субъективным способом описание, выстраивание иерархии, приходится применять для описания результатов обучения, иначе их понять довольно трудно. Из всего, что по поводу иерархии и поведения говорится, можно выделить вот какую песню. Опираясь на расселовскую теорию типов, на семантику Коржибского и прочие такие вещи, Бейтсон выделил два фундаментальных типа обучения.

Первый - обычное обучение: стимул - реакция. То есть "сейчас загорится вон та красная лампочка, и эти идиоты-лаборанты придут нас кормить". Это простое обучение.

Второй тип обучения назван вторичным обучением, дейтеро-обучением. Это можно назвать не обучением, а пониманием: это обучение понимать контекст, в котором возникают стимулы, на которые следует отвечать реакцией. Обучение не стимулам, а смыслам. Простые примеры можно увидеть попросту дрессируя крыс, называется это set learning. Животное поначалу вообще не понимает, что такое тест, лабирит, обучение, кормушка, - оно нервничает, боится, жмется, - ну какое тут обучение. Хотя именно это и есть "чистое" обучение, - вот взяли дикую крысу, вот дали ей интеллектуальную задачу, вот она ничего не решает. А вторичное обучение - это когда лабораторная крыса, которая давно участвует в тестах, быстро схватывает саму задачу, которую перед ней поставил экспериментатор - она прежде решала уже многие тесты, она уже многому не удивляется и не дичится, она четко выхватывает из среды стимулы, которые навесил экспериментатор и потому быстро решает задачку. Она умеет учиться.


2)

Бейтсон считал, что способность обучаться контексту... это особое обучение. Но тут уж как назвать - можно контекст, можно смысл, можно понимание, можно говорить о правилах класса поведенческих задач. Бейтсом смог различить, например, два уровня в том, что обычно называют "рефлексом любопытства" - совершенно разные вещи. одно названо "исследовательским поведением", другое "тестированием объекта". Тестирование определяет свойства объекта, выясняет содержание восприятия - скажем, можно выяснить, что объект опасен, избегать его, это будет отрицательный ответ и больше к объекту подходить не надо, поведение прекращается. Или можно исследовать объект, цель - узнать о нем, и тогда то, что он опасен - положительный результат работы и прекращать такое поведение не надо, можно исследовать другие незнакомые объекты или этот объект другим способом и пр.

Вообще Бейтсон выделил 4 уровня обучения
- нулевой (стимул - реакция),
первый - изменение реакции при наборе статистики проб и ошибок,
второй - коррекция набора альтернатив, изменение структуры выбора,
третий - кратко говоря, изменение обучения II, тоже изменение структуры альтернатив.

Tags: автор - ivanov-petrov, обучение, типы обучения, уровни обучения
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments