vchernik (vchernik) wrote in shkola30,
vchernik
vchernik
shkola30

Методология элитарной педагогики

Оригинал взят у bulkinap в Методология элитарной педагогики

(Цель – организация воспитания джентльмена)

В индустриальном обществе рядом с эгалитарной педагогикой возникает педагогика новых элитных слоев общества (управленческих социальных групп и классов) – элитарная педагогика (основатель – английский философ Дж. Локк, 1632-1704). Напомню, что элитарная педагогика не является чем-то новым в истории (ее мы видим в Китае у Конфуция, в Др.Греции – у Платона в «Государстве» и в его Академии). Более того, сама истории образования начиналась именно с обучения элит, поскольку вождям, фараонам, царям и прочим власть предержащим для управления нужны были грамотные помощники (перепись населения, сбор и учет налогов, калькуляция затрат на содержание двора, армии и пр.). «Сами образовательные институты носили практически полностью элитный характер, и лишь много позже расширили круг принимаемых учащихся (это относится прежде всего к Древней Греции)» (Ашин Г.К. Элитное образование // "Общественные науки и современность", №5, 2001, С.83)

В педагогике термин «элита» (лат. eligere – выбирать; франц. elite - лучший, отборный, избранный) применяется для обозначения двух типов деятельности: 1) «элитарная педагогика», система закрытого образования – формирование людей привилегированных слоев (знать, аристократия, дворянство, буржуазия, чиновничество), занимающих высокие должности в управлении государством и экономикой; 2) «элитная педагогика», система открытого образования, формирование людей с более высоким интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Под этот тип подпадает «Педагогика идеала (мастерства)», а также «Педагогика способностей», о которой я буду говорить позднее.
Ученик в элитарной педагогике Дж. Локка в начале обучения представляет собой «чистую доску»“tabula rasa” (термин введен Аристотелем), а в конце обучения – доска заполненная – джентльмен. Результат такого обучения может быть описан в виде перечисления опыта – своеобразная культурная биографии человека.

Мотивация ученика – социальная и сильная. Ученик выступает как представитель своего социального слоя, носитель его ценностей, идей и статуса. Он выходец из элитарной группы и он намерен стать ее полноправным членом. В силу этого воспитание и образование ученика направлено на формирование его интеллектуальных, моральных, эстетических, нравственных, поведенческих и иных характеристик.

Учитель по этой концепции впервые становится в полной мере учителем – ответственным за все. Учитель в этой педагогике перегружен обязанностями. Он должен быть не только человеком знания, не только контролером, но и чиновником над учеником, психологом, врачом, священником, исповедником и т. д. Поскольку именно через учителя ребенок вступает в контакт с этим миром, то требования, которые накладывает общество, родители, нанимающие такого учителя, включают в себя весь набор регламентирующих, поведенческих, знаниевых характеристик, которые вообще только могут быть применены к человеку. Учитель в этой педагогике предстает как представитель элитарной группы, он гувернер, он тьютор, он наставник, знаток всех тех качеств джентльмена, которые он должен сформировать у ученика.

Школа здесь представляет собой особым образом сконструированное пространство контакта ученика с внешним миром. Элитарная педагогика Дж. Локка служит теоретическим основанием существующему по сей день в Англии привилегированному типу среднего учебного заведения “public school”. Основная идея этой педагогики сводится к регулируемой изоляции ребенка от мира. На сознании ученика отпечатывается то, что ему позволил воспринять учитель. Варьируя эти отпечатки на “tabula rasa” можно формировать соответствующую личность и индивидуальность.

Содержанием образования являются не просто знания, умения, способности, навыки и пр., а все то, что называется личностью, характером, индивидуальностью. Ведущим педагогическим законом выступает закон самодеятельности, а сама «элитарная педагогика» реализует внутренние, антропоцентрические цели образования, которые начинают распространяться на социальные слои общества (напомню, что «педагогика идеала (мастерства)» связана лишь с «верхними этажами» профессиональных групп). Позже, через столетие (с педагогики Руссо), закон самодеятельности и антропоцентрические цели образования начнут выдвигаться в лидеры в жизни общества и в образовании.

В истории России элитарная педагогика была представлена в массовом виде в классической гимназии, лицеях, сословных закрытых учебных заведениях (Шляхетский корпус, Пажеский корпус, Институт благородных девиц и др.). В современной России элитарную педагогику можно найти в частных образовательных учреждениях.

Примечательно, что первая педагогическая концепция в России, автором которой был личный секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой, относится именно к элитарной педагогике. Исходная позиция педагогики Бецкого – «корень всему добру и злу – воспитание» и вывод о возможности с помощью педагогического воздействия создать в закрытых учебных заведениях «новую породу людей» базировалась на идеях, заимствованных у Дж. Локка (подробнее см. мою статью от 23 марта 2016 г. «Корень всему добру и злу – воспитание» - о первой педагогической концепции в России) в «Живом журнале» – в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика».

Целевая установка элитарной педагогики – организация воспитания джентльмена. Компоненты деятельности: учащийся – чистая доска (tabula rasa) в начале и джентльмен в конце; мотивы и цели учащегося – социальные; учитель – профессиональный педагог + гувернер, ответственность учителя – в пределах заказа на услугу; школа – в пределах чувственного опыта; содержание – содержание сознания.
Tags: автор - bulkinap, закон самодеятельности, история педагогики и образования, культура, методология педагогики, педагогика, педагогика идеала, педагогические законы, элита
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments